РУС БЕЛ ENG

Результативность инновационной деятельности

Результаты реализации инновационного проекта определились согласно разработанным критериям и показателям эффективности инновационной деятельности. 

Основными критериями эффективности инновационной деятельности были определены качество образования обучающихся, их личностное развитие и здоровье, сформированность инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов, качество управления инновационном процессом, расширение информационного пространства и удовлетворенность инновационной деятельностью.

Наблюдения за учащимися  показали повышение интереса учащихся к изучению профессий, востребованных в регионе. Учащиеся увидели  себя в разных профессиональных ролях. Положительную динамику во владении основами проектно-исследовательской деятельности и положительную динамику во владении предметными компетенциями, связанными с тематикой проекта, подтвердил рост активности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, в том числе в конкурсах работ исследовательского характера соответствующего направления, а также их результативность.

Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением стала готовность учащихся к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. 100% выпускников IХ-х классов, участников образовательных путешествий, готовы к выбору будущей профессии.

С учащимися V класса на начало проекта проведена входная диагностика по методике А.И.Савенкова. По результатам выявилось, что  в выборе преобладают разрозненные интересы. Но на конец учебного года стали преобладать интересы по направлению выбранного образовательного путешествия. Для учащихся VIII – X классов проводилась диагностика  по методике А.А.Азбеля, А.Г.Грецова (изучение статусов профессиональной идентичности), изучался статус профессиональной идентичности. Это позволило определить уровень профессионального самоопределения учащихся, знаний учащихся о своей будущей профессии. Результаты входной диагностики показали недостаточный уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся. По всем классам  статус «сформированная профессиональная идентичность» оказался слабо выраженным. По итогам года анализ диагностики показал положительную динамику статуса профессиональной идентичности.

Важным условием эффективности инновационной деятельности является готовность педагогов, их опыт, профессиональное мастерство. С целью планирования методической работы в учреждении, определения проблем в инновационной практике, планирования повышения квалификации педагогов-новаторов в школе проведена диагностика инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов. Также педагогом-психологом совместно с руководителем проекта были подобраны опросники, позволяющие выявить информационно-техническую готовность педагогов к реализации инновации.

Оценка готовности педагогов-инноваторов к участию в инновационной деятельности (сентябрь 2019 года) показала, что в мотивационно-творческой направленности личности преобладают стремление к совершенству (4,8 б.) и заинтересованность в творческой деятельности (4,2 б.), в креативности педагогов преобладают способность к рефлексии и самоанализу (4,2 б.), способность отказаться от стереотипов (4 б.), в профессиональной способности к осуществлению инновационной деятельности – способность к сотрудничеству (4,8 б.), способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов (4,4 б.), способность к коррекции своей деятельности (4 б.), в индивидуальных особенностях личности отмечены работоспособность в творческой деятельности (4 б.), ответственность (4 б.). 

Стартовая диагностика запросов и потребностей педагогов-инноваторов в реализации инновационного проекта показала, что нуждались в помощи в разработке индивидуальных маршрутов образовательных путешествий – 100 % педагогов-инноваторов, в ведении педагогического дневника – 75 %, в определении темы педагогического исследования – 75 %.

Проведенная работа позволила повысить следующие умения: определение темы педагогического исследования – на 75 %, ведение педагогических дневников – на 65 %, разработка индивидуальных маршрутов образовательных путешествий – на 70 %.

Также проводились диагностические исследования по изучению качества управления инновационным процессом, которые выявили положительную динамику в формировании  психологического климата в коллективе, отношения педагогов к управленческим решениям.

Проведённая работа с учащимися позволила повысить интерес к изучению профессий, востребованных в регионе.

В рамках проекта образовательного путешествия «Нет профессии важней: профессия воспитатель» учащимися V класса созданы: карта «Учебные заведения для получения профессии воспитатель», буклет «Плюсы и минусы профессии воспитателя», презентация «Нет профессии важней», записано интервью с воспитателем Радевич О.М.

В результате работы над проектом образовательного путешествия «Учитель: профессия или призвание?» учащиеся создали виртуальную экскурсию «Всё начинается с учителя», видеофильм «Я в профессии учитель», провели пиар-акцию «Учитель – это больше, чем просто профессия», что позволило опубликовать полученные результаты в школьной газете «Reality», газете «Переходный возраст» (№ 12 от 27.03.2020).

Еще одним показателем результативности работы стало владение учащимися основными требованиями к структуре, содержанию и этапам реализации образовательных путешествий, умения их планировать и реализовывать на практике, а также технически грамотно оформлять собранные материалы и представлять готовый образовательный продукт.

В рамках реализации инновационного проекта разработаны и реализованы проекты образовательных путешествий в профессию. Создано более следующие образовательные продукты: презентации о профессиях, буклеты, анкеты, памятки, видеоинтервью с представителями профессий, видеоролики, планы-конспекты внеклассных мероприятий.

В ходе реализации проекта наблюдается повышение профессионального уровня педагогов. Развитию исследовательских, презентационных, информационно-коммуникационных компетенций педагогов способствовало их участие в работе семинаров, занятий творческой группы, оказание консультативной помощи со стороны руководства, работа по самообразованию.

Проведенный анализ динамики мотивации педагогов к участию в инновационном проекте показывает, что 100 % опрошенных довольны своим участием в проекте и готовы к продолжению инновационной деятельности. Отмечается более глубокое понимание проблемного поля инновационного проекта.

Каждый педагог проводил педагогическое исследование, благодаря которому повышал свой профессиональный уровень, что обеспечивало более высокую готовность для успешной и плодотворной работы.