РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт

На данном информационном ресурсе Вашему вниманию предлагаются материалы инновационного опыта «Региональный образовательный кластер как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»

Сроки реализации опыта: 2019 – 2021 гг.

Консультанты:

Шакура Светлана Дмитриевна,  начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования».

Михалевич Елена Францевна, методист высшей категории управления социальной и воспитательной работы  ГУО «Академия последипломного образования».

Участники: педагоги, учащиеся.

Реализованный инновационный проект носит актуальный характер, так как профессиональное самоопределение обучающихся – это одна из составляющих успешной социализации личности в современном обществе, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности. Как показал опыт, для отдельного региона это не менее актуально, так как существует разрыв между востребованными в области специальностями и желаниями молодых людей, выбирающих профессию. Проблема выбора профессиональной деятельности особенно остро стоит перед теми учащимися, которые получают базовое или общее среднее образование. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Особенно это актуально в настоящее время, когда общество все более нуждается в личности с активной жизненной позицией, умеющей самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способной к успешной самореализации в различных видах профессиональной деятельности, при этом ориентированной на культурные общечеловеческие ценности. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. В числе личностных результатов находится и профессиональное самоопределение, подразумевающее осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в сложном мире профессий и профессиональных предпочтений. Внедрение модели  регионального образовательного кластера по востребованным в регионе профессиям и специальностям способствует формированию профессионального самоопределения обучающихся, восполняет недостаток информированности учащихся учреждений общего среднего образования и их родителей (законных представителей) о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения; помогает осуществить выбор профессии с учётом интересов, способностей, личностных психофизиологических особенностей; сопоставить профессиональный выбор выпускников реальным потребностям социально-экономического комплекса страны в кадрах определенных профессий.

Наблюдения за учащимися показали повышение интереса учащихся к изучению профессий, востребованных в регионе.

Администрация и педагогический коллектив считают, что инновационный опыт по теме «Региональный образовательный кластер как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» можно использовать в учреждениях образования Республики Беларусь, он остается актуальным, перспективным и результативным.

Представленные материалы будут полезны методистам, учителям, исполняющим функции классного руководителя, педагогам-предметникам.