РУС БЕЛ ENG

Методический кейс

Формы работы "Тьюторского клуба"

Формы работы тьюторского клуба – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги, объединения по интересам (например, «Юный физик», «Поиск») и др. Тьюторское сопровождение носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. В роли ведущих тьюториалов, тренингов, образовательных событий могут быть как педагоги с тьюторской позицией, так и тьюторы из числа субъектов образовательного процесса учреждений высшего образования

На практике хорошо себя показали следующие формы работы:

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа). Индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных исследовательских программ учащихся с похожими познавательными интересами. Педагог с тьюторской позицией или тьютор осуществляет одновременно несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар). Тьюториал - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Такая работа способствует овладению обучающимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

Тренинг. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Следует отметить, что проведение тьюториалов, тренингов, образовательных событий предполагает предварительное обучение педагогов с тьюторской позицией и тьюторов специалистами в области технологии тьюторского сопровождения исследовательской деятельности,  тьютору и педагогу с тьюторской позицией  необходимо обладать компетентностью, составляющими компонентами которой являются: диагностический, проектно-конструктивный, организационный, коммуникативный, исследовательский, информационный, аналитико-рефлексивный, регулятивный.

свернуть

Деятельность членов "Тьюторского клуба"

Деятельность членов «Тьюторского клуба» включает в себя четыре ступени.

Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча педагога с тьюторской позицией и тьютора со своим тьюторантом). Тьюторант фактически представляет свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Педагог с тьюторской позицией и тьютор фиксируют первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывают значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.

Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающих, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса обучающихся.

Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы и её реализации являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Основными задачами педагога с тьюторской позиции и тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Четвертая ступень – повышения уровня своей исследовательской компетентности посредством использования полученного опыта исследовательской деятельности для тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

В основе предлагаемой модели – технологии и методики открытого образования:  «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов); «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

свернуть

Содержание работы педагога тьюторской позицией, тьютора

Содержание работы педагога с тьюторской позицией, тьютора и тьюторанта на разных этапах исследовательской деятельности учащегося

Этапы

Педагог с тьюторской позицией

(УОСО)

Тьютор

(УВО)

Тьюторант

Диагностический

- диагностика обученности и обучаемости учащегося;

- выявление познавательных интересов тьюторанта.

- выявление познавательных интересов тьюторанта;

- знакомство тьюторанта с учреждением высшего образования

- выполнение уточняющих тестов по выявлению и конкретизации познавательных интересов;

- самоопределение.

 Проектировочный

- составление индивидуального плана работы с тьюторантом;

- оказание помощи тьюторанту в определении собственного индивидуального пути саморазвития;

- содействие в построении индивидуальной образовательной траектории тьюторанта;

- оказание помощи в разработке индивидуальной программы исследовательской деятельности тьюторанта;

- составление индивидуального плана работы с тьюторантом;

- оказание помощи в составление «карты» познавательных интересов тьюторанта;

- оказание помощи учащемуся в определении собственного индивидуального пути саморазвития;

- содействие в построении индивидуальной образовательной траектории тьюторанта;

- оказание помощи в разработке индивидуальной программы исследовательской деятельности тьюторанта;

-  оказание помощи в определении структуры тематического портфолио

- проектирование индивидуального плана по саморазвитию;

- составление «карты» познавательных интересов;

- разработка индивидуальной программы исследовательской деятельности;

- определение структуры тематического портфолио.

Реализационный

- создание условий для реализации тьюторантом индивидуальной программы исследовательской деятельности;

- формирование избыточной образовательной среды;

- вовлечение учащегося в интеллектуально-творческие состязания;

- содействие в отборе и обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, условиями для проведения экспериментальной деятельности;

- расширение социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного,  с использованием возможности сети Интернет;

- консультирование;

- организация и проведение тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития.

- оказание помощи в создании условий для реализации тьюторантом индивидуальной программы исследовательской деятельности;

- оказание помощи в наполнении тематического портфолио, структурирование и систематизация собранных материалов;

- вовлечение учащегося в интеллектуально-творческие состязания;

- содействие в отборе и обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, оказание помощи в проведении экспериментальной деятельности;

- консультирование;

- организация и помощь в проведении, тьюториалов, тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития.

- реализация индивидуальной программы исследовательской деятельности посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, самообразования;

- участие в интеллектуально-творческих состязаниях;

- установление и поддержка социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет;

- участие в тренингах личностного и профессионального развития и саморазвития.

Аналитико-рефлексивный

- фиксация движения учащегося в формировании исследовательских компетенций;

- удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения тьюторанта в фокусе контроля;

- осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы учащегося, при необходимости внесение корректив;

- осуществление обратной связи; содействие в формировании адекватной самооценки и рефлексивного контроля.

- помощь тьюторанту в анализе и рефлексии собственной деятельности;

- оказание помощи в коррекции работы исследовательского характера;

- осуществление обратной связи;

- оказание помощи в систематизации и оформлении портфолио достижений.

- анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы;

- коррекция пробелов в работе исследовательского характера;

- внесение корректив в индивидуальный образовательный план;

- анализ, систематизация и оформление портфолио достижений.

Обобщающий

- оказание помощи в обобщении материалов и оформлении презентации;

- содействие в разработке дальнейшей программы самообразования и саморазвития;

- обеспечение координации всех многообразных структур, с целью оказания помощи учащемуся в осознанном профессиональном выборе.

- оказание помощи в обобщении материалов и оформлении презентации;

- оказание помощи в конкретизации дальнейшей программы самообразования и саморазвития;

- оказание помощи тьюторанту в осознанном профессиональном самоопределении.

- обобщение материалов по проведенному исследованию;

-  оформление презентационного портфолио;

- презентация полученных результатов;

-постановка новых задач и конкретизация следующего этапа самообразования и саморазвития;

- осознанный выбор профессии;

- подготовка к поступлению в учреждение высшего образования.

свернуть

Должностные обязанности тьютора

Современная школа имеет ряд преимуществ в возрождении тьюторских традиций. Она является тем институтом, где проходит 11 лет жизни ребенка, а значит, есть возможность для развития его индивидуальной образовательной истории.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:

- собственно тьюторство самообразование, в том числе самообразование учащихся; поиск ответов на поставленные вопросы; руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее самостоятельную учебу учащихся, в том числе в каникулярное время;

- моральное наставничество предполагающее сопровождение жизни участников тьюторского клуба.

В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:

- ребенок есть субъект своего развития, он образовывает, воспитывает, строит себя САМ;

- даже самый трудный ребенок хочет быть «хорошим», но он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих;

- тьютор прокладывает индивидуальный маршрут, индивидуальную деятельность, воспитывает богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств;

- тьютор есть организатор детской жизни, это помощник, защитник своих воспитанников.

1. Назначение и задачи тьютора

Тьютор – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

арбитром – одобряя учащихся, подтверждая, что их размышления были актуальными;

консультантом, либо дирижером, либо наставником, либо в другой содержательной роли (менеджер, педагог, маркетолог и т.д.) установления различных форм отношений с окружающими;

наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его обучения и воспитания, осуществления коррекции процесса его социализации;

помощником в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в группе;

координатором усилий педагогов, семьи, социума, влияющих на становление и развитие личности школьника.

Основное назначение тьютора обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество — максимальное развитие каждого участника тьюторского клуба, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования и поддержание интереса к обучению.

Исходя из этого основными задачами тьютора необходимо принять следующие

1. Осуществление непосредственного наблюдения за выполнением индивидуального маршрута участника тьюторского клуба, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика.

2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.

3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно ценностные отношения.

4. Содействие участнику клуба в соблюдении прав и свобод учащегося.

5. Создание среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

 

2. Функции и содержание работы тьютора

1. Управленческая функция, которая включает следующие конкретные действия:

- определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;

- наблюдение за ходом деятельности обучающихся;

- оценка соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;

- оценку результатов взаимодействия «Тьютор – обучающийся» и учебного процесса в целом;

- разработка решений по изменению деятельности обучающихся;

- реализация решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности учащихся;

- корректировке собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.

2. Диагностическая функция, которая проявляется в следующих действиях:

- изучение исходных данных об обучающихся; определение индивидуальных способностей обучающихся;

- определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

- определение и анализ опыта, знаний, умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

- диагностика степени усвоения. обучающимися содержания изучаемого курса.

3Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе.

4. Функция планирования – упорядочение своих действий и действий обучающихся в соответствии с задуманной целью. Эффективное планирование основывается на умении:

- формировать учебные цели на основе модели развития специалиста и с учетом анализа результатов предварительной диагностики обучающихся, их исходного уровня подготовки, потребностей учащихся;

- формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;

- определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;

- разрабатывать структуру занятий с учащимися как завершенный цикл деятельности;

- распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения.

5. Функция коммуникаций

- устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские отношения;

- организовывать совместную деятельность учащихся на основе сотрудничества, формировать благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи.

6. Функция контроля:

- анализировать задания учащихся, определять  степень успешности обучения и образования;

- комментировать недочеты и ошибки учащихся в письменных заданиях;

- оценивать качество выполненных заданий;

- корректировать деятельность учащихся в соответствии с результатами проверки заданий;

- вести мониторинг заданий;

- оценивать достижения учащихся.

7. Функция рефлексии: рефлексия должна быть направлена на цель и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты, на характер и средства коммуникации, на анализы стиля общения, на распределение ролей и т.п. Предметом рефлексии станут способы организации собственной деятельности, анализы общения и мышления тьютора, его самомнения.

8. Методическая функция:

- создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

- разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;

- анализ и описание собственного тьюторского опыта;

- внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

3. Формы работы тьютора

Тьютор ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность.

Основная форма осуществления тьюторского сопровождения образовательный проект. Он позволяет строить цельный самообразовательный процесс, от образования целей до осознания смысла и значения полученных результатов.

Основная форма работы тьютора – индивидуальные и групповые консультации детей, целенаправленное развитие познавательной самостоятельности обучающихся,

Тьютор является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы:

- деловые обучающие игры;

- организация исследований обучающимися своих практических и образовательных проблем;

- применение эффективных технологий организации учебного процесса;

- дискуссионные, игровые, состязательные, ролевые тренинги;

- психологические (позволяет ребенку осознать самого себя) и др.

Выбор и создание новых форм определяются конкретными обстоятельствами.

4. Полномочия тьютора

Тьютор имеет право:

- разрабатывать программы индивидуальной работы с детьми;

- определять цели и задачи совместной деятельности, оказывать психологическую поддержку участникам клуба;

- проводить диагностику и разрабатывать стратегии работы на презентацию; - определять собственную роль и вовлекать обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение;

- устанавливать контакты с обучающимися и контакты обучающихся друг с другом;

- включать обучающихся в активную работу, создавать мотивации;

- отбирать темы и проблемы для обсуждения с обучающимися;

- формировать проблемные вопросы, задания, позволяющие активизировать учащихся;

- объяснять сложные вопросы и концепции;

- оформлять опыт учащихся в виде проектов, рефератов, сборников и т.п.;

- организовывать обратную связь;

- проводить рефлексию собственной деятельности;

- оказывать помощь учащимся при построении индивидуальной программ развития;

- создавать собственные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным принципом - «не навреди»;

- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки кадров, участие в различных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку;

- защищать собственную честь и достоинство в органах власти и др.

Тьютор не имеет права:

- унижать личное достоинство участника клуба, оскорблять его действием или словом;

- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное слово, сознательно вводить его в заблуждение;

- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая их авторитет.

5. Тьютор обязан

- сопровождать, поддерживать процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществлять поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ;

- вовлекать учащихся в систематическую самообразовательную деятельность, а также устанавливать связи с другими тьюторскими клубами; - осуществлять корректировку всего образовательного процесса в течение работы клуба;

- оказывать консультативную помощь в сложных ситуациях, в разработке итогового продукта;

- вести документацию, отражающую ход и результативность каждого участника тьюторского клуба (портфолио);

- вовлекать в работу клуба педагогов, родителей, специалистов различных областей науки, искусства;

- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики тьюторского движения.

6.Профессиональная подготовка и условия работы

Слагаемыми тьюторского мастерства являются:

- методическая подготовленность, позволяющая ему определить педагогическую стратегию;

- уровень профессиональных знаний, умений и навыков к выполнению деятельности тьютора;

- управление активностью обучающихся, изменение своего поведения в зависимости от потребностей учащихся;

- умения передавать знания по предмету, организовывать процесс обучения с учетом особенностей учащихся;

- умение понимать и удовлетворять потребности учащихся, конкретные практические проблемы учащихся и давать практические рекомендации по их решению;

- умение подчинять людей своей воле и влиять на их убеждения и поведение;

- знания и умения в соответствующей предметно- содержательной сфере и психологическая готовность к освоению нового ремесла.

Тьютор должен знать:

- Конвенцию о правах ребенка;

- педагогику; детскую, возрастную, социальную психологию;

- школьную гигиену;

- педагогическую этику;

- теорию и методику тьюторского движения;

- основы трудового законодательства.

Тьютор должен уметь:

- общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

- видеть и формулировать свои цели;

- составлять программу  развития тьюторского клуба;

- организовывать мероприятия: защита проектов, фестиваль проектов, экскурсия, выставка, диспут и т.д.;

- проводить диагностику, тесты, анкетирование, корректно использовать их в работе.

Для реализации поставленных задач тьютор совместно с администрацией должен создать условия:

- материально-техническое обеспечение организуемого им образовательного процесса;

- поддержка и помощь обучающимся в создании продукта;

- систематическое научно-теоретическое осмысление тьюторства как проблемы.

свернуть