Современная школа имеет ряд преимуществ в возрождении тьюторских традиций. Она является тем институтом, где проходит 11 лет жизни ребенка, а значит, есть возможность для развития его индивидуальной образовательной истории.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:
- собственно тьюторство самообразование, в том числе самообразование учащихся; поиск ответов на поставленные вопросы; руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее самостоятельную учебу учащихся, в том числе в каникулярное время;
- моральное наставничество предполагающее сопровождение жизни участников тьюторского клуба.
В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:
- ребенок есть субъект своего развития, он образовывает, воспитывает, строит себя САМ;
- даже самый трудный ребенок хочет быть «хорошим», но он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих;
- тьютор прокладывает индивидуальный маршрут, индивидуальную деятельность, воспитывает богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств;
- тьютор есть организатор детской жизни, это помощник, защитник своих воспитанников.
1. Назначение и задачи тьютора
Тьютор – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
арбитром – одобряя учащихся, подтверждая, что их размышления были актуальными;
консультантом, либо дирижером, либо наставником, либо в другой содержательной роли (менеджер, педагог, маркетолог и т.д.) установления различных форм отношений с окружающими;
наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его обучения и воспитания, осуществления коррекции процесса его социализации;
помощником в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в группе;
координатором усилий педагогов, семьи, социума, влияющих на становление и развитие личности школьника.
Основное назначение тьютора обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество — максимальное развитие каждого участника тьюторского клуба, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования и поддержание интереса к обучению.
Исходя из этого основными задачами тьютора необходимо принять следующие
1. Осуществление непосредственного наблюдения за выполнением индивидуального маршрута участника тьюторского клуба, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика.
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно ценностные отношения.
4. Содействие участнику клуба в соблюдении прав и свобод учащегося.
5. Создание среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2. Функции и содержание работы тьютора
1. Управленческая функция, которая включает следующие конкретные действия:
- определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;
- наблюдение за ходом деятельности обучающихся;
- оценка соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
- оценку результатов взаимодействия «Тьютор – обучающийся» и учебного процесса в целом;
- разработка решений по изменению деятельности обучающихся;
- реализация решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности учащихся;
- корректировке собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.
2. Диагностическая функция, которая проявляется в следующих действиях:
- изучение исходных данных об обучающихся; определение индивидуальных способностей обучающихся;
- определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
- определение и анализ опыта, знаний, умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
- диагностика степени усвоения. обучающимися содержания изучаемого курса.
3. Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе.
4. Функция планирования – упорядочение своих действий и действий обучающихся в соответствии с задуманной целью. Эффективное планирование основывается на умении:
- формировать учебные цели на основе модели развития специалиста и с учетом анализа результатов предварительной диагностики обучающихся, их исходного уровня подготовки, потребностей учащихся;
- формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
- определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
- разрабатывать структуру занятий с учащимися как завершенный цикл деятельности;
- распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения.
5. Функция коммуникаций
- устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские отношения;
- организовывать совместную деятельность учащихся на основе сотрудничества, формировать благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи.
6. Функция контроля:
- анализировать задания учащихся, определять степень успешности обучения и образования;
- комментировать недочеты и ошибки учащихся в письменных заданиях;
- оценивать качество выполненных заданий;
- корректировать деятельность учащихся в соответствии с результатами проверки заданий;
- вести мониторинг заданий;
- оценивать достижения учащихся.
7. Функция рефлексии: рефлексия должна быть направлена на цель и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты, на характер и средства коммуникации, на анализы стиля общения, на распределение ролей и т.п. Предметом рефлексии станут способы организации собственной деятельности, анализы общения и мышления тьютора, его самомнения.
8. Методическая функция:
- создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
- разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
- анализ и описание собственного тьюторского опыта;
- внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
3. Формы работы тьютора
Тьютор ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность.
Основная форма осуществления тьюторского сопровождения образовательный проект. Он позволяет строить цельный самообразовательный процесс, от образования целей до осознания смысла и значения полученных результатов.
Основная форма работы тьютора – индивидуальные и групповые консультации детей, целенаправленное развитие познавательной самостоятельности обучающихся,
Тьютор является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы:
- деловые обучающие игры;
- организация исследований обучающимися своих практических и образовательных проблем;
- применение эффективных технологий организации учебного процесса;
- дискуссионные, игровые, состязательные, ролевые тренинги;
- психологические (позволяет ребенку осознать самого себя) и др.
Выбор и создание новых форм определяются конкретными обстоятельствами.
4. Полномочия тьютора
Тьютор имеет право:
- разрабатывать программы индивидуальной работы с детьми;
- определять цели и задачи совместной деятельности, оказывать психологическую поддержку участникам клуба;
- проводить диагностику и разрабатывать стратегии работы на презентацию; - определять собственную роль и вовлекать обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение;
- устанавливать контакты с обучающимися и контакты обучающихся друг с другом;
- включать обучающихся в активную работу, создавать мотивации;
- отбирать темы и проблемы для обсуждения с обучающимися;
- формировать проблемные вопросы, задания, позволяющие активизировать учащихся;
- объяснять сложные вопросы и концепции;
- оформлять опыт учащихся в виде проектов, рефератов, сборников и т.п.;
- организовывать обратную связь;
- проводить рефлексию собственной деятельности;
- оказывать помощь учащимся при построении индивидуальной программ развития;
- создавать собственные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным принципом - «не навреди»;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки кадров, участие в различных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку;
- защищать собственную честь и достоинство в органах власти и др.
Тьютор не имеет права:
- унижать личное достоинство участника клуба, оскорблять его действием или словом;
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное слово, сознательно вводить его в заблуждение;
- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая их авторитет.
5. Тьютор обязан
- сопровождать, поддерживать процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществлять поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ;
- вовлекать учащихся в систематическую самообразовательную деятельность, а также устанавливать связи с другими тьюторскими клубами; - осуществлять корректировку всего образовательного процесса в течение работы клуба;
- оказывать консультативную помощь в сложных ситуациях, в разработке итогового продукта;
- вести документацию, отражающую ход и результативность каждого участника тьюторского клуба (портфолио);
- вовлекать в работу клуба педагогов, родителей, специалистов различных областей науки, искусства;
- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики тьюторского движения.
6.Профессиональная подготовка и условия работы
Слагаемыми тьюторского мастерства являются:
- методическая подготовленность, позволяющая ему определить педагогическую стратегию;
- уровень профессиональных знаний, умений и навыков к выполнению деятельности тьютора;
- управление активностью обучающихся, изменение своего поведения в зависимости от потребностей учащихся;
- умения передавать знания по предмету, организовывать процесс обучения с учетом особенностей учащихся;
- умение понимать и удовлетворять потребности учащихся, конкретные практические проблемы учащихся и давать практические рекомендации по их решению;
- умение подчинять людей своей воле и влиять на их убеждения и поведение;
- знания и умения в соответствующей предметно- содержательной сфере и психологическая готовность к освоению нового ремесла.
Тьютор должен знать:
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику; детскую, возрастную, социальную психологию;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- теорию и методику тьюторского движения;
- основы трудового законодательства.
Тьютор должен уметь:
- общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
- видеть и формулировать свои цели;
- составлять программу развития тьюторского клуба;
- организовывать мероприятия: защита проектов, фестиваль проектов, экскурсия, выставка, диспут и т.д.;
- проводить диагностику, тесты, анкетирование, корректно использовать их в работе.
Для реализации поставленных задач тьютор совместно с администрацией должен создать условия:
- материально-техническое обеспечение организуемого им образовательного процесса;
- поддержка и помощь обучающимся в создании продукта;
- систематическое научно-теоретическое осмысление тьюторства как проблемы.