I. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗДЕЛАМ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Приступая к занятиям тем или иным видом спорта учебной программы, обучающиеся обязаны ознакомиться с правилами безопасного поведения, знать технику выполнения элементов физических упражнений. Ознакомление с требованиями по соблюдению безопасности на учебных занятиях для всех обучающихся должно быть обязательным. Приступая к специализированным занятиям, обучающиеся знакомятся с правилами проведения и особенностями видов спорта, изучают возможности страховки и взаимопомощи друг другу, так как особенности выполнения тех или иных упражнений, связанных с конкретными умениями и навыками, предполагают необходимый минимум обязательных знаний, позволяющий избежать травматизма и быстрее освоить упражнение.
1.1. Легкая атлетика.
Обучающийся должен: выполнять требования безопасного поведения при организации и проведении образовательного процесса; иметь спортивную обувь и форму, не стесняющую движений, соответствующую теме учебного занятия и условиям проведения занятия. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям; переодеться в раздевалке, снять предметы, представляющие опасность для самого занимающегося, других занимающихся (часы, 13 сережки и так далее), убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы; бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, использовать его по назначению; под руководством педагогического работника подготовить инвентарь, необходимый для проведения занятий; переносить его к месту занятий в специальных приспособлениях; лопаты и грабли переносить к месту занятий острием и зубьями вверх, грабли класть около прыжковой ямы зубьями вниз; не оставлять без присмотра спортивный инвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на учебном занятии; быть внимательным при перемещениях по спортивным сооружениям, не заходить и не перебегать зоны для метаний; при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке; во избежание столкновений на беговой дорожке исключить резко «стопорящую» остановку, после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение, возвращаться на старт только по крайней дорожке; быть внимательным на старте, не толкать других обучающихся и обгонять бегущих с правой стороны; выполнять прыжки, когда педагогический работник дал разрешение и в прыжковой яме никого нет; выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим обучающимся; после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега; перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет; находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками; после броска идти за снарядом только с разрешения проводящего занятия, не производить произвольных метаний; при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от мишени; знать, что нельзя передавать снаряд друг другу броском; при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия, поставить об этом в известность педагогического работника; при возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством педагогического и работника покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации.
1.2. Акробатика, гимнастика.
Обучающийся должен: выполнять требования безопасного поведения при организации и проведении образовательного процесса; иметь спортивную обувь и форму, не стесняющую движений, соответствующую теме занятий и условиям проведения занятий; заходить в спортивный зал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения педагогического работника; бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, использовать его по назначению; знать и выполнять настоящие правила; выполняя упражнения потоком, соблюдать достаточные интервал и дистанцию. Не выполнять сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении; при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко, на носки, Пружинисто приседая; при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом педагогическому работнику; переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным педагогическим работником; при выполнении упражнения другим обучающимся не отвлекать его и не мешать ему, не стоять близко к снаряду; выполнять подъем вверх и спуск с каната способом, указанным педагогическим работником. Не раскачивать канат, на котором другой обучающийся выполняет упражнение; помнить, что неточность в выполнении упражнения на перекладине или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению; при выполнении опорного прыжка другим обучающимся не перебегать место для разбега. Осуществлять страховку, стоя за снарядом; при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия, поставить об этом в известность педагогического работника; при возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством педагогического работника покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации.
1.3. Лыжная и конькобежная подготовка.
Обучающийся должен: выполнять требования безопасного поведения при организации и проведении образовательного процесса; одеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду для занятий на лыжах или коньках; помнить, что лыжи и ботинки к ним имеют один номер; правая лыжа отличается от левой буквой «п» под номером; проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепления лыж к обуви. Лыжные и конькобежные ботинки подобрать по размеру ноги; помнить, что при сильном морозе необходимо следить друг за другом и сообщать педагогическому работнику о первых признаках обморожения; проводить спуск с гор только по сигналу педагогического работника, строго поочередно для каждого занимающегося; знать, что между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга; при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у ее подножия во избежание столкновения с другими лыжниками; при утомлении или ухудшении самочувствия, поломке или порче лыжного снаряжения предупредить педагогического работника и, получив разрешение, отправиться на базу в сопровождении товарища; при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия, поставить об этом в известность педагогического работника; знать, что при движении по конькобежной дорожке запрещается резко останавливаться, а также отдыхать, стоя на ней.
1.4. Спортивные, подвижные и народные игры.
Обучающийся должен: выполнять требования безопасного поведения при организации и проведении образовательного процесса; иметь спортивную обувь и форму, не стесняющую движений, соответствующую теме учебного занятия и условиям проведения занятия; переодеться в раздевалке, снять предметы, представляющие опасность для самого занимающегося, других занимающихся (часы, сережки и так далее), убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы; заходить в спортивный" зал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения педагогического работника; бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, использовать его по назначению; знать, соблюдать и не нарушать правила игры; начинать игру по сигналу педагогического работника; избегать столкновений с другими обучающимися, «перемещаясь спиной», смотреть через плечо; помнить, что лыжи и ботинки к ним имеют один номер; правая лыжа отличается от левой буквой «п» под номером; проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепления лыж к обуви. Лыжные и конькобежные ботинки подобрать по размеру ноги; помнить, что при сильном морозе необходимо следить друг за другом и сообщать педагогическому работнику о первых признаках обморожения; проводить спуск с гор только по сигналу педагогического работника, строго поочередно для каждого занимающегося; знать, что между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга; при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у ее подножия во избежание столкновения с другими лыжниками; при утомлении или ухудшении самочувствия, поломке или порче лыжного снаряжения предупредить педагогического работника и, получив разрешение, отправиться на базу в сопровождении товарища; при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия, поставить об этом в известность педагогического работника; знать, что при движении по конькобежной дорожке запрещается резко останавливаться, а также отдыхать, стоя на ней.
1.5. Спортивные, подвижные и народные игры.
Обучающийся должен: выполнять требования безопасного поведения при организации и проведении образовательного процесса; иметь спортивную обувь и форму, не стесняющую движений, соответствующую теме учебного занятия и условиям проведения занятия; переодеться в раздевалке, снять предметы, представляющие опасность для самого занимающегося, других занимающихся (часы, сережки и так далее), убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы; заходить в спортивный " зал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения педагогического работника; бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, использовать его по назначению; знать, соблюдать и не нарушать правила игры; начинать игру по сигналу педагогического работника; избегать столкновений с другими обучающимися, «перемещаясь спиной», смотреть через плечо; 16 исключать резкое изменение движения, если этого не требуют условия игры; прежде чем выполнить передачу (подачу), убедиться, что партнер готов к приему мяча; следить за полетом мяча; соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния до партнера; после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать; выполнять бросок (удар) способом, указанным педагогическим работником; следить во время игры за перемещением игроков и мяча на площадке (поле), избегать столкновений; по свистку прекращать игровые действия; знать, что нельзя толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам (ногам), хватать игроков команды соперника, задерживать их продвижение, широко расставлять ноги и выставлять локти, при выполнении броска (удара) дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами; соблюдать интервал и дистанцию; быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими обучающимися; по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на свое место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала; при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность педагогического работника; при возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством педагогического работника покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации.
1.6. Плавание.
Допуск обучающихся в воду (выдача пропусков в бассейн) проводится в присутствии только того педагогического работника, фамилия которого указана в расписании. Любая замена одного педагогического работника другим должна быть согласована с администрацией учреждения образования. Если обучение плаванию проводит инструктор бассейна, то педагогический работник в этом случае становится непосредственным помощником, выполняющим различные организационные функции, участвующим в самом процессе обучения, а главное, помогающим контролировать обучающихся во избежание несчастных случаев на воде. При проведении занятий должны быть в наличии спасательные средства (спасательные круги, веревки, шесты и так далее). При невыполнении необходимых для проведения занятий по плаванию условий, педагогический работник должен принять меры 17 к устранению факторов, мешающих их проведению, а в случае невозможности это сделать, - отменить занятие.
II. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАЗУЧИВАНИИ И ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ
2.1. «Размахивание в упоре». Разучивается на низких брусьях. При размахивании в упоре на предплечьях надо одной рукой держать обучающегося за руку у плеча (обязательно спереди), а другой, подводя снизу под жердью, подталкивать по ходу маха вперед под спину, не забывая своевременно убирать руку. При размахивании в упоре на руках вначале следует поддерживать обучающегося двумя руками снизу жердей (одной под грудь, другой под спину) усиливая махи, а в дальнейшем подстраховывать, накладывая ладонь на руку обучающегося выше локтя (удерживая ее на жерди).
2.2. «Подъем махом назад из размахивания в упоре на предплечьях». Стоя сбоку, одной рукой захватить обучающегося за руку ближе к плечу, а второй по ходу маха назад подтолкнуть под бедра снизу (под жердями). Если выполняется на концах брусьев, можно помогать, усиливая мах двумя руками, - одной под живот, а другой под бедра.
2.3. «Подъем махом вперед из упора на руках». Помощь оказывается снизу под спину (рука снизу между жердями). Возможно падение вперед, когда после подъема при махе назад плечи остаются впереди. В этом случае надо поддерживать обучающегося за руку (выше локтя) или быть наготове подхватить под грудь (снизу).
2.4. «Кувырок вперед из седа ноги врозь». Вначале помогают, подталкивая одной рукой под спину обучающегося, а другой, держа за ногу (за голень). В дальнейшем помощь оказывают двумя руками, подталкивая под спину.
2.5. «Подъем разгибом из упора на руках». Когда подъем выполняется в «сед ноги врозь», помогают легким толчком под спину; одной рукой держат в области лопаток, а другой - таза, удерживая его перед разгибом над жердями. При подъеме в упор держат обучающегося одной рукой за руку у плеча (сверху), а другую подкладывают под спину и помогают легким толчком.
2.6. «Из размахивания в упоре на концах лицом наружу соскок с перемахом через одноименную жердь и поворотом на 90 градусов». Стоя сбоку со стороны опорной руки, необходимо держать одной рукой выше локтя (обязательно спереди), а другой за предплечье, помогая в момент перемаха с соскока выполнить движение плечом вперед в сторону.
2.7. «Из виса присев на нижней жерди, толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь». Подложив ладонь под поясницу, энергичным нажимом вверх-вперед по ходу движения (по отношению к туловищу) помочь приблизить таз к верхней жерди и выйти в упор. Стоять надо под верхней жердью сбоку лицом к обучающемуся и к концу толчка ногами другой рукой захватить спереди за голень, помогая удерживаться в упоре.
2.8. «Из виса лежа на нижней жерди подъем переворотом в упор на верхнюю жердь». Помощь оказывают двумя руками, держа одной за поясницу, а другой за плечо, стоя сбоку внутри брусьев. При выходе в упор придержать обучающегося за носок ноги.
2.9. «Спад и подъем завесом с перехватом за верхнюю жердь». Сопровождать обучающегося по ходу движения, придерживая и помогая двумя (под спину). Стоять сбоку внутри брусьев. Вначале целесообразно оказать помощь нажимом на бедро маховой ноги.
2.10. «Вис прогнувшись». Разучивается на низкой перекладине. Необходимо одной рукой держать обучающегося за запястье, а другой поддерживать за ноги, помогая принять нужное положение. Страховать можно и накладывая ладонь сверху на кисть, прижимая ее к снаряду, чтобы она не соскользнула.
2.11. «Соскок углом назад». Стоя снаружи, одной рукой держать за руку (опорную) выше локтя, а другой нажимом сбоку изнутри помочь выполнить соскок. Можно поддерживать обучающегося сзади двумя руками за поясницу. Если обучающийся не может правильно выполнить перемах, лучше стоять внутри брусьев и держать его одной рукой за руку у плеча, а другой подтолкнуть (под бедро) ноги в сторону.
2.12. «Мах дугой из упора». При разучивании упражнения на низкой перекладине на помощь ставят двух человек (по бокам от выполняющего мах). Они находятся впереди у перекладины, стоя к ней плечом, и, подводя руки под снаряд, чтобы с началом движения подхватить тело снизу одной рукой (дальней от снаряда) под ноги, а другой под спину. При разучивании упражнения на высокой перекладине преподаватель стоит под грифом сбоку от обучающегося и старается удержать от преждевременного спада вниз (поддерживая под таз и спину), направляя движение вперед по дуге. Особо внимательным надо быть в момент окончания маха вперед и первого маха назад, чтобы подхватить обучающегося двумя руками.
2.13. «Вис на согнутых ногах». Рукой придерживать за голени ближе к стопам, предохраняя от соскальзывания ног со снаряда. При выполнении соскока в упор присев, поддерживать обучающегося снизу, подводя одну руку под плечо, а другой^ удерживая тело под живот, чтобы помочь вовремя согнуть ноги и мягко приземлиться, предохраняя от падения плашмя.
2.14. «Перемахи в упоре». На низком снаряде поддерживать за руки, стоя спереди-сбоку от обучающегося, ближней рукой прочно обхватив руку обучающегося выше локтя, а другой поддерживать за предплечье (но не наоборот), регулируя движение тела в нужную сторону. На высоком снаряде при перемахах из упора верхом в упор сзади или перемахах удобнее помогать сохранять равновесие, крепко держа обучающегося за носок ноги.
2.15. «Подъем завесом». Помощь оказывают по ходу движения нажимом сверху на бедро мдховой ноги, другой рукой поддерживают обучающегося под спину. Стоять сбоку со стороны маховой ноги.
2.16. «Подъем переворотом». В момент маха ногой, подтолкнуть обучающегося снизу под бедро, помогая прижаться животом к перекладине, а другой рукой поддержать под плечо (или под спину). Когда обучающийся ляжет животом на перекладину, нужно поддержать его за ногу, чтобы удержать в нужном положении при разгибании тела. При подъеме переворотом на высоком снаряде помогают в момент сгибания ног (после предварительного подтягивания) толчком снизу под поясницу, поддерживая другой рукой под плечо, чтобы не дать преждевременно разогнуть руки и помочь сделать переворот. После выхода в упор придержать за носок ноги.
2.17. «Размахивания в висе на высокой перекладине и соскоки». Стоять под перекладиной сбоку, сопровождать движение тела обучающегося по ходу маха и быть наготове поддержать под грудь или под спину.