Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.
Если у вашего ребенка проблема с речью, у него плохое звукопроизношение, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком. Однако необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.
Формирование речи ребенка, прежде всего происходит в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада или с прогулки, обязательно вспомните, что видели, спросите у ребенка, что он делал в детском саду, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними и обязательно попросите их рассказать, что там изображено. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов, и читайте их до тех пор, пока ребенок сможет их хорошо пересказать. Читать сказки нужно выразительно с интонацией.
Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и распознавать звуки.
Развитие речи ребенка тесно связано с развитием моторики. Поэтому надо постараться увлечь ребенка разнообразными играми. Детям легче вначале играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков или конструктора должен уменьшиться.
Начиная заниматься с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить» игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки (иногда можно приготовить приз за хорошее занятие). Очень важно научить малыша контролировать свою речь.
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают специальные упражнения – артикуляционная гимнастика (сказки «Веселого язычка»). Целью гимнастики является выработка правильных движений и укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
Все подряд упражнения выполнять не надо. Логопед назовет упражнения, которые именно вашему ребенку необходимы. Проводить гимнастику необходима обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат. Каждое упражнение выполняется 10 -15 секунд и повторяется 8- 10 раз четко и медленно.
Родители должны учитывать, что дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток, они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными и в результате начинают развивать комплексы, снижающие успеваемость, появляется неуверенность в себе. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы у ребенка речь была богаче и правильнее, ведь ему будет легче высказывать свои мысли, тем лучше будет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Литература:
-Костылева, Н. Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед. – 2008. - № 2. – с.74 – 77
-Флерова, Ж. М. Логопедия. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – с.8 – 11
Учитель-дефектолог Н.Б. Головенко
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДОМА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ...»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха -главное условие успешного обучения грамоте»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ «НЕЙРОИГРЫ И НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ (Консультация для родителей)
«Словесные игры дома»
Консультация для родителей «Как вырастить оратора и хорошего собеседника»
Рекомендации учителя-дефектолога родителям по закреплению умений, полученных на занятиях
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ О ЗНАЧЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА»